Статьи

«Вставленное» плечо в pole dance. Пособие для начинающих.

Опасные тенденции:
Люди, которые перестали развиваться в спорте, арте и т.д. начали вдруг писать посты в инсте на темы питания, исправления техники и спортивной травматологии. Это все забавно наблюдать со стороны, пока это не переходит определенных границ, а именно до тех пор, пока кто-то не начинает безоговорочно этому верить. Хорошо, если человек, который пишет эти вещи, — действительно грамотный методист, опытный спортсмен, диетолог, артист, постановщик и т.д. Но нередко люди просто берут свой опыт, у кого какой есть, и на свет рождаются очень сомнительные статьи, обучалки и прочий рекомендательный материал, призванный помогать людям, но на деле скорее способный им навредить.
Не так давно в инсте появился пост от очень интересного полдэнсера, грамотного методиста, моего коллеги Павла Попсуя. Он выложил видео и написал пост про то «как, куда, зачем вставлять плечо» на примере тюльпана. Также он объяснил, как это работает анатомически, скачав картинки из интернета, чтобы у людей не возникло сомнений, что он в этом деле эксперт. И в целом он вроде правильно трактовал суть вопроса, но только итог получился, каким-то странным… люди поняли, что выражение «вставить плечо» глупое и неприменимое в полдэнсе, ведь, как сказал Паша «плечо никуда не вставляется и ни откуда не выходит». Еще он продемонстрировал выход из тюльпана с согнутой нижней рукой, как вариант «вставленного плеча», а провал таза объяснил тем, что – это физический закон, тут ничего не поделаешь, сопротивляйтесь, кто сможет – тот выйдет.
Пообщавшись с Пашей, я выяснил, что сказать он, в общем-то, пытался, что люди, использующие это выражение «вставить плечо» чаще всего либо не понимают его значения, либо не знают вовсе, а используют по инерции, типа, тут не надо ничего объяснять – итак понятно. И с этой безграмотностью надо бороться. Но на деле Пашин пост показал позицию того, что в полдэнсе выражение «вставить плечо» просто неуместно, и те, кто его используют – полные идиоты.
Давайте разберемся, откуда же растут ноги у этого злосчастного «вставленного плеча». Само выражение «вставить плечи» уже много лет используется в гимнастике и у цирковых артистов, особенно воздушных акробатов и эквилибристов. Рассмотрим все по порядку, и начнем даже не с плеч, а с локтей. Если мы примем с вами положение упора на полу, развернув ладони чуть-чуть внутрь, то наши локти будут развернуты в стороны. Это положение дает нам высокую степень подвижности в локтях и позволяет делать отжимания от пола, например. Но, если мы постараемся зафиксироваться на вытянутых руках, то почувствуем очень большую нагрузку на локти и трицепс. Развернув ладони немного наружу и выведя локти назад, попробуем выпрямить руки и встать в упор. Положение более устойчивое. Локти как будто находятся в замке и не сгибаются. Это положение локтей я обычно называю «включенным» или «вставленным». Теперь посмотрим на положение плеч. Лопатки сходятся позади, спина будто вдавлена и висит на плечах. В этом положении плечи расслаблены и не включены в работу. Если мы начнем плечами давить в пол, то верх спины примет округлую форму, а руки будто удлинятся в плечах. Вот это положение, когда кисти находятся под плечами, плечи выдавлены и напряжены – называется «вставить плечи» или встать на плечи. Все логично. Для стоек на руках и всех балансовых элементов, а так же спичагов – это совершенно необходимое положение. «Но причем тут пилон?» – спросите вы. «Это же определение положения на полу, в пилоне все не так!» Попробуем рассмотреть тот же пример с пилоном, что и у Паши, а именно тюльпан.
Для начала примем то же положение упора, что и до этого с «вставленными плечами». Теперь просто повернемся на бок, упираясь в одну из рук. Если наш локоть развернут в сторону, то, как и прежде, опора в нем будет нестабильной, и большая нагрузка пойдет на трицепс и локоть. Если локоть «вставлен», опора становится более устойчивой. Аналогично с плечами. При развороте на бок плечо опорной руки стремится выйти назад. Визуально мы будто видим ступеньку на месте соединения руки и плеча. Если в этом положении постараться выдавить плечо, как мы делали это в упоре на две руки, то плечо выровняется с рукой и образует более устойчивую опору. Если вам позволит гибкость плеч, то можно немного развернуть грудь в потолок, наша лопатка опорной руки будто бы слегка сдвинется к позвоночнику. В этом положении мы чувствуем надежную опору, в которой рука не стремится согнуться, а корпус не разворачивается вниз. Попробуем нижнюю руку поставить не на пол, а на пилон. Как видно, в этом положении опора сохраняется. Можно свободной рукой взяться за пилон любым хватом, и на опору это никак не повлияет. Вот и вся магия «вставленного плеча». Само это выражение изначально обозначало создание устойчивой опоры, путем включения мышц плеч в работу для стоек, спичагов и другого эквилибра за счет «выдавливания» плеч и «включения» локтей. В пилоне мы, по сути, делаем то же самое, но опора у нас идет на одну руку. 
Вот еще один пример. Если взять положение флажка вниз головой (Handspring), то тут вообще прямая аналогия со стойкой на полу. Нижняя рука давит в пилон, отталкивая корпус вверх. Именно вверх, а не вбок. Если при выходе в тюльпан, флаг, стойку и прочее, вы стараетесь отталкивать себя вбок, то лишаете себя опоры, так как вес тянет ваше тело вниз, и мешать в таком случае этому будет только ваша верхняя рука, которая призвана помогать нижней руке удержать ваш корпус на определенном расстоянии от пилона, но никак не держать весь ваш вес. 
Итак, что же за выражение такое «вставить плечо»? Применимо ли оно в пилоне? Зачем оно вообще нужно? Во-первых. Любой человек, пришедший в полдэнс из акробатики, цирка, или просто знакомый со стойками на руках сразу поймет, что это значит без объяснений. Моторика и механика движения здесь похожа, если не сказать, почти идентична, что на полу, что на пилоне — для создания опоры нужно включить в работу опорную руку, выдавив плечо. Но, разумеется, не все приходят в полдэнс из этих дисциплин. Многие вообще не занимаются спортом и начинают с пилона. И тут им говорят, что нужно куда-то вставить плечо. Куда? Как? Зачем? Ответ получается не всегда однозначный, развернутый и понятный, если вообще тренер посчитает нужным его дать. Вот и корень проблемы. Но и это не все. В каждом городе, регионе, даже студии есть свои названия трюков, свои привычные обозначения, свой «корпоративный пилонный жаргон». И в каждой студии одно и то же выражение может означать абсолютно разные вещи. Я не раз слышал, как в одной студии используют выражение «выстрелить тазом», а в другой не знают что такое рогатка, потому что у них она называется «виктория». И когда человек на классе у презентера слышит, какое-то новое для себя выражение, самым лучшим вариантом будет спросить у этого презентера, что оно означает. И если он сможет расшифровать сказанное, то все ок, а если нет, стоит просто забыть о том, что вы слышали это словосочетание. Можно смеяться над тем, как некоторые называют трюки. Можно писать посты на тему того, что они не имеют под собой физического обоснования. Но важно не то, как тренер называет что-либо, а то, как он объясняет все, что говорит.

Александр Баранов, тренер Pole Positions Moscow